Комплекс электромонтажных работ - ООО «ПРОМОНТ»
08 июля 2019 года в рамках реализации проекта «Высота» специалистами отдела промышленной безопасности и охраны труда Ассоциации «СтройИндустрия» осуществлен выезд на площадку ремонта кабельных участков от М8 до М10 КЛ 110Кв, расположенного по адресу: г. Москва, Крылатское – Строгино №1, 2.
ООО «ПРОМОНТ» выполняет комплекс электромонтажных работ из труб с пластмассовой изоляцией в земле (траншее), в трубах или каналах блочной канализации.
Список оборудования, приспособлений, инструментов и материалов, необходимых для прокладки кабеля (ориентировочный):
Лебедка с электроприводом или двигателем внутреннего сгорания (кабельная лебедка), тяговое усилие 5 тс(49 кН), канатоемкость 1000 м, оснащенная устройствами для контроля усилий тяжения, для записи усилий тяжения и автоматического отключения при превышении допустимых усилий тяжения шт. 1;
Отдающее устройство грузоподъемностью до 6 тс (58,8 кН), (грузоподъемность должна быть не меньше веса барабана с прокладываемым кабелем) шт. 1;
Противозакручивающее устройство (вертлюг) шт. по РД;
Ролики линейные, угловые, направляющие для кабеля шт. по РД;
Ролики для каната шт. по РД Воронка разъемная шт. по РД;
Приспособление для направления кабеля в трубы шт. по РД;
Обводное устройство шт. по РД;
Распорная стойка шт. по РД;
Контрольный цилиндр и ерши для прочистки труб и каналов шт. по РД;
Тормозное приспособление шт. 1;
Кабельный чулок или клиновой захват шт. по РД;
Крюк для направления кабеля при прокладке шт. по РД;
Устройство для группирования кабелей (при одновременной протяжке трех кабелей) шт. по РД;
Переговорное устройство, радиостанции или полевые телефоны шт. по РД;
Гвоздодер шт. 1;
Ножницы НБК-2 шт. 1;
Набор инструментов и приспособлений для кабельных работ НКИ-3 по ТУ 36- 913-75 [8] шт. 1;
Набор ключей гаечных (размеры «под ключ» от 10 до 27 мм) шт. 1;
Набор отверток (6 штук) шт. 1;
Пассатижи 250 мм шт. 1;
Набор напильников (мелкий, средний) шт. 1;
Нож разделочный шт. 2 Молоток 300 г шт. 1;
Топор шт. 1;
Ножовка по дереву шт. 1;
Гвозди кг по РД Ножовка по металлу шт. 1;
Полотно ножовочное по металлу шт. 5;
Кисточка (ширина 15–20 мм) шт. 1;
Баллон с пропаном типа БЗ-50 с редуктором типа ДПИ-1-65 шт. 1;
Горелка газовая со шлангами шт. 1;
Линейка измерительная металлическая 1000 мм (ГОСТ 427) шт. 1;
Штангенциркуль ШЦ-Ш-250-0,05 по ГОСТ 166 шт. 1;
Рулетка измерительная металлическая Р5УЗП по ГОСТ 7502 (5 метров) шт. 1;
Лента ПВХ пластиката шириной 30 – 50 мм по ТУ 6-05-1254-75 [15] или по ГОСТ 16272 кг 0,2 Ветошь чистая обтирочная (ГОСТ 4643) кг 2;
Краска масляная для наружных работ (цвет черный, коричневый или красный) кг 0,005;
Тавот или солидол (для кабелей с оболочкой из ПВХ), технический вазелин (для кабелей с полиэтиленовой оболочкой) кг по РД;
Капа шт. 3.
Проведена консультация инженерно-техническому персоналу ООО «ПРОМОНТ», о порядке ведения первичной документации на объекте, а также об ответственности руководителя, в случае возникновения событий связанных с травматизмом.
В ходе работы группа инженеров проекта «Высота» ознакомилась с ведением рабочей документации, а также с проектно-производственной документацией, приказом о назначении ответственных за безопасное производство работ на высоте, удостоверениями работников на право производства работ на высоте, инструкциями по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ.
Работники прошли вводный, первичный и повторные противопожарные инструктажи на рабочих местах и допущены до самостоятельной работы. Работы выполняются бригадой в составе 10 человек.
Выданы наряды-допуски для ведения работ на высоте. Номера допусков регистрируется в журнале выдачи нарядов.
В организации введена система управления охраной труда, составлен план- график проведения производственного контроля, а так же разработана и утверждена программа по улучшению условий труда на рабочих местах.
Проводится систематическая оценка профессиональной квалификации работников и ИТР. Заключен договор с медицинским учреждением на предоставление услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру. Проводится специальная оценка условий труда в связи с введением в штатное расписание дополнительных должностей и профессий.
Защиту кабеля от механических повреждений осуществляться в соответствии с ППР на всем протяжении траншеи с использованием кирпича, а также железобетонных или пластмассовых плит.
При напряжении кабелей ниже 35 кВ защиту согласно ПУЭ [4, пункт 2.3.83] выполняют вдоль трассы кабельной линии плитами или глиняным обыкновенным кирпичом в один слой поперек трассы кабелей. При этом, применение силикатного, а также глиняного пустотелого или дырчатого кирпича не допускается.
П р и м е ч а н и е – Дно котлована заполняется песком, потом разматывается кабель. Далее уложенный кабель засыпается песком полностью и сверху не менее, чем на 10 сантиметров, трамбуется и на утрамбованный песок раскладывается кирпич, таким способом, чтоб перекрыть сечения кабеля.
Руководитель работ в соответствии с требованиями ППР, в зависимости от сложности трассы, условий окружающей среды при прокладке, должен контролировать усилие тяжения кабеля (с помощью динамометра по ГОСТ 13837), при приближении тягового усилия к предельно допустимому, скорость тяжения должна быть снижена для предотвращения нарушений правил техники безопасности и возможных повреждений кабелей в процессе их прокладки.
Прокладку кабелей следует производить тяжением. При механизированной протяжке кабеля усилие тяжения устанавливают (см. ГОСТ Р 55025, пункт 10.4) с учетом:
- параметров кабеля (вес, диаметр, сечения жил);
- длины каждого участка трассы;
- сложности трассы (наличие и количество углов поворотов);
- наличия на трассах участков с прокладками кабелей в трубах или в каналах блочной канализации (КБК);
- количество мест соединений кабелей соединительными муфтами.
Тяжения кабелей, соответствующих ГОСТ 31947, ГОСТ 31996, ГОСТ Р 55025, ТУ 16.К.71-335-2004 [1], ТУ 16.К.71-359-2005 [2], ТУ 16.К.01-61- 2009 [3], составляют не более:
- 50 Н/мм2 (5,1 кГс/мм2 ) – для кабелей с медными жилами;
- 30 Н/мм2 (3,06 кГс/мм2 ) – для кабелей с алюминиевыми жилами.
Перед началом механизированной прокладки кабеля, после обеспечения строительной готовности трассы, следует установить кабельные лебедки и барабаны с кабелем соосно с трассой (траншеей) в точках трассы, указанных в РД и ППР.
Строго указано на недопущение очищать кузов от остатков груза, находясь в кузове или на колесе автомобиля-самосвала, наносить удары по кузову, а также встряхивать кузов гидросистемой подъемника кузова для удаления остатков груза.
При окончательной засыпке траншеи по всей ее длине не следует применять грунт, содержащий камни, куски металлических конструкций и арматуры, мусор, отходы использованных материалов и кусков кабеля, а также куски мерзлого грунта и льда.
При производстве земляных работ лишний грунт вывозится на постоянную свалку.
Автосамосвалы подаются под погрузку с одной стороны экскаватора. Погрузка грунта производится только со стороны заднего или бокового борта.
Специалистами проекта «Высота» были разъяснены требования правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов:
При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, установленных на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса.
Очистка поднятого кузова автомобиля-самосвала от остатков груза производится специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками работниками, находящимися на разгрузочной площадке.
При установке автомобиля для погрузки или разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и задним бортом кузова автомобиля составляет не менее 0,8 м.
Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка - в обратном порядке.
При погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:
1) при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);
2) штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;
3) ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;
4) при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;
5) стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;
6) запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;
7) каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.
Выемка грунта при отрывке траншеи производится экскаватором JCB-3CX.
При рыхлении грунта ударными приспособлениями (клин-молотом, шар-молотом) лобовое стекло кабины экскаватора должно быть оборудовано защитной сеткой.
Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения. Не допускается разработка грунта методом «подкопа». При разработке грунта экскаватором с прямой лопатой высоту забоя следует определять с таким расчетом, чтобы в процессе работы не образовались «козырьки» из грунта.
Погрузку грунта в автосамосвалы следует осуществлять со стороны заднего бокового борта. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине шофера или других людей.
При необходимости очистки ковша машинисты экскаватора обязаны опустить его на землю и выключить двигатель.
При транспортировании экскаватора с одного объекта на другой на трейлере или платформе нахождение машиниста в кабине экскаватора не допускается.
При транспортировании экскаватора своим ходом или на буксире машинист обязан находиться в кабине экскаватора и выполнять при этом Правила дорожного движения.
Машинистам экскаватора запрещается:
- передавать управление лицам, не имеющим соответствующего удостоверения;
- оставлять экскаватор с работающим двигателем;
- перевозить в кабине экскаватора посторонних лиц.
За состоянием креплений необходимо вести систематические наблюдения.
Все рабочие места в вечернее время освещены по установленным нормам. На строительных площадках, где расположено действующее оборудование и механизмы, в зоне производства работ, опасных местах вывешивается предупредительные знаки, надписи, плакаты.
Траншеи глубиной до 3,5 м разрабатываются в деревянных креплениях и консольных трубах Д=21910 мм. При разработке траншей глубиной более 3,5 м предусмотрено крепление стальными трубами Д=21910 мм с устройством поясов из двутавров, распорок и сплошной деревянной забирки из досок толщиной 5 см.
Разработка траншеи начинается с наиболее заглубленного конца трассы и ведется в направлении ее подъема. Котлованы и траншеи должны быть защищены от попадания в них поверхностных вод с прилегающих территорий.
Вручную разрабатывается грунт добора и приямков по дну котлованов и траншей.
Стенки траншеи должны быть с креплением. Траншея должна прокладываться отдельными участками с опережением на 1 сутки. Сохраняться в открытом виде траншея будет не более 3-х суток.
По завершении засыпки траншеи производится уплотнение грунта.
Обратная засыпка осуществляется песком в местах пересечения с проезжей частью и местным грунтом в остальных местах.
После завершения строительства все нарушенные асфальтового бетонного покрытия, газоны и растительный грунт восстанавливаются, и производится благоустройство территории.
В ходе беседы, работодателю разъяснены ответственность за нарушение сроков проверки знаний работников и ответственных лиц, а так же требования безопасности при выполнении работ на высоте, нормы и правила обучения персонала правильному и безопасному использованию электроинструмента, правила и сроки прохождения периодического обучения.
Руководству ООО «ПРОМОНТ» рекомендовано: